Порог некомпетентности: выбираем сотрудников, опираясь на принцип Питера
Все мы сталкиваемся с некомпетентностью — когда работник не разбирается в выполняемых обязанностях. Канадский педагог Лоуренс Питер еще в конце 60-ых годов разработал теорию, которая объясняет почему нас окружает столько некомпетентных людей.
Суть в том, что в любой иерархической структуре человек продвигается к той должности, на которой он перестанет качественно выполнять работу. По мере продвижения вверх, компетентный работник становится все менее компетентным.
Почему так происходит?
Все дело в принципах, которых придерживается руководство при выборе сотрудника на должность.
Распространенная история: начальство продвигает по службе примерного и успешного служащего, который хорошо справляется с должностными обязанностями. Например: официанта, который отлично справляется со своей работой и приносит заведению постоянных клиентов, решают повысить до менеджера. Но он не обладает достаточными компетенциями. Из хорошего работника он становится неопытным управленцем, его развитие на этом прекращается. Как же нанять на должность сотрудников, которые с ней справятся?
Прием на работу по принципу Питера: как избежать ошибку
Плодотворно работают те, кто еще не достиг своего уровня некомпетентности. Чтобы избежать ошибок и нанимать тех сотрудников, надо выбирать тех, кто стремится к своей должности.
Чтобы занять вакантную должность вахтера, претенденту лучше всего сказать, что он является потомственным вахтером, что его мать, отец и обе бабушки были вахтерами, а сам он с детских лет мечтал пойти по стопам родителей. Он закончил специальный вахтерский курс и теперь с волнением ждет решения.
Человек должен стремиться к своей должности, приниматься на работу «чуть-чуть в недодачу», чтобы ему было, куда расти. Сотрудник должен считать должность престижной для себя и уважать себя в этой роли. Привыкнув тянуться вверх и попав в благоприятную среду, он будет расти, набираться новых навыков. Если наш соискатель должности вахтера сказал правду насчет династии, это лучший вариант. Хорошо еще разглядеть в нем эту страсть добиваться большего.
Несмотря на то, что повышение – позитивное событие, его последствия могут быть отрицательными. Опытному руководителю или кадровику важно осознать ту грань, за которой компетентность сотрудника заканчивается, и стараться ее не переходить. Тогда нанимать подходящих сотрудников будет намного проще.