Кто такой “токсичный сотрудник”?
Сам термин “токсичный сотрудник” пришел с запада в 2015 году. О нем впервые рассказал Майкл Хаусман, выделив основные черты — демотивация коллектива, вред организации и распространение негативных эмоций в окружающей среде.
Таким образом, токсичные сотрудники — люди, способствующие нагнетанию атмосферы в коллективе за счет распускания нелицеприятных слухов о коллегах и руководителях, с постоянными жалобами на жизнь, а в крайних случаях доходит до открытых оскорблений и агрессии. Такое поведение не только ухудшает культуру поведения в коллективе, но и снижает производительность труда, показатели эффективности, когда большая часть времени уходит не на решение рабочих вопросов, а на борьбу с негативом. Возникает проблема развития коллектива и роста компании в целом.
Типы токсичных людей и методы работы с ними
Казалось бы, чтобы решить проблему, нужно уволить сотрудника, вносящего нотку деструктива в коллектив, но на деле это оказывается не так просто. Давайте вместе разберемся, какие типы токсичных сотрудников существуют и как работать с каждым из них.
- Сотрудник с чрезмерным желанием сделать все идеально
Перфекционисты прекрасны тем, что выполняют свою работу совершенно, но обратная сторона медали заключается в том, что эти люди не могут смириться с неидеальностью окружающего мира и более простым отношением к работе своих коллег. Им нельзя доверять ответственность за целую команду сотрудников — люди будут сменяться, а “идеалист” сетовать на безответственность исполнителей. Для более грамотного управления отношениями в коллективе доверьте им ведение личного проекта, успешность которого будет зависеть только лишь от него.
На первый взгляд, сотрудники такого типа могут вызывать восторг, ведь они не боятся высказать свою альтернативную точку зрения, не боятся руководство и говорят с ним наравне. Однако, если присмотреться внимательнее — бунтарь в коллективе сам страдает от своего поведения, потому что не знает как себя обуздать.
Эта категория людей нуждается в постоянном признании: они ждут похвалу в свой адрес и всю жизнь помнят обиды. Чем раньше вы распознаете этот тип людей, тем проще будет выстроить свою линию поведения.
Самолюбование и преувеличение успехов — их основная черта. Сотрудникам такого типа личности сложно работать в команде, поэтому они нуждаются в индивидуальной работе.
Дружба, основанная на неприятии кого-либо из сотрудников, приводит к снижению продуктивности в целом коллективе. Времени хватает ровно на то, чтобы обсудить последние события или внешний вид “врага”.
Он постоянно чем-то недоволен: новыми правилами, зарплатой, руководством и даже работающим кондиционером в офисе летом. Неудовлетворенность и вспышки злости приводят к частым разговорам о смене работы. Удивительно, но негатив одного члена коллектива довольно быстро распространяется на всю команду и об увольнении начинают задумываться и остальные сотрудники, даже если до общения с агрессором их все устраивало и трудовые обязанности выполнялись точно и в срок.
Задача руководителя — оперативно распознать токсичного сотрудника и разобраться в сложившейся ситуации, как поступить дальше. Поговорите с коллегой, возможно у него есть причина такого поведения и он нуждается в вашей помощи. Часто токсичные люди просто не замечают своего поведения и нуждаются в обратной связи от человека, чье мнение для них авторитетно. Честный, прямой и своевременный отзыв о поведении в коллективе сможет решить проблему. Нужно не только указать на недостатки, но и предложить конкретный план действий и возможных последствий, если ничего не изменится.
Конечно, не все люди готовы к переменам, и иногда, даже финансовые потери не станут стимулом к перемене поведения. Разрабатывайте стратегии, новые методы управления и мотивации, и помните, что доброжелательная и комфортная атмосфера способна повысить вовлеченность и продуктивность в компании сотрудника любого типа личности.