Ясность и четкость в постановке задачТут как в командном спорте: от качества подачи зависит добрые 50% успеха. Если мы хотим хорошего результата, мы постараемся сделать хороший пас, а не навесить вникуда и ждать, что подчиненный вытащит этот сложный мяч. Так делать можно, когда совсем мало времени и когда подчиненный уже матерый проверенный игрок, но не в начале пути.
Когда мы делегируем задачу, очень важно объяснить все детали, ожидания и требования, чтобы избежать недоразумений и неправильного выполнения задачи. Объясню на примере.
Представим, что вы – руководитель строительной компании, и вам нужно найти бригаду для строительства дома. Один из главных критериев поиска – цена, вы ищите строителей на субподряд.
Плохо поставленная задача: Найдите бригаду для строительства дома.Хорошо поставленная задача:Найдите бригаду для строительства дома 100 кв2 в Москве.
- Дом – каркасный, 2 этажа, строительство «под ключ» (от фундамента до отделки).
- Материалы заказчика.
- Строительство начнется через месяц.
- Главный критерий поиска – стоимость работ.
Прилагаю
проект и желаемую стоимость по видам работ/за проект. Мне нужны номера телефонов для дальнейшего созвона и обсуждения деталей. Найдите несколько вариантов в течение 3 дней.
Видите разницу? Чем больше детализации, тем выше вероятность, что выполнение задачи вас устроит. Да, это занимает больше времени, и часто не хочется так детализировать, но тут нужно выбирать: либо чуть дольше и сильно лучше, либо очень быстро и, вероятно, очень мимо в результате)
Отсутствие контроляПродолжим на примере этой же задачи. Предположим даже, что вы дали четкое ТЗ. Ассистент принялся за выполнение, но в процессе понял, что в Москве такие специалисты стоят дорого и/или они заняты в то время, когда должно начаться строительство, поэтому он составляет список с минимальными ценами в Москве, но это все равно сильно дороже, чем вы просили.
Итог: Через пару дней у вас есть номера бригад, но стоимость их работ выше бюджета. Еще вчера можно было бы расширить локацию поиска, так как привезти бригаду из региона, возможно, выгоднее, и вы попросите ассистента это сделать следующим этапом, но время уже потеряно. Как решить эту проблему – расскажу ниже.
Чрезмерный контрольВсе та же бригада строителей. Ассистент работает над задачей, но вы контролируете буквально каждый звонок. Вы нервничаете, помощник тоже. Итог – вам кажется, что задача все равно выполнена недостаточно хорошо, вы бы точно сделали лучше. При этом вы потратили время, скорее всего сильно больше, чем если бы делали сами: разочарование, боль, отказ от делегирования, и вы откатываетесь обратно на уровень самостоятельного выполнения.
Суть вы поняли. Нужно давать возможность ассистенту проявить себя.
Важный момент: делегируя без тотального контроля, вы развиваетесь сами и развиваете подчиненного.
Решение и при чрезмерном контроле, и при его отсутствии одно – делать точки контроля.Точки контроля – это моменты времени в процессе выполнения задачи, когда руководитель проверяет работу сотрудника.
То есть мы определяем точки, в которых производим контроль. Все остальное время мы его не осуществляем. Точками контроля могут быть:
- интервалы времени (каждые 3 часа, каждый день в 17:00 и тд)
- достижение промежуточных результатов (обзвонили 10 контактов - смотрим)
- наступление каких-то событий (получил ответ от 3 бригад - покажите)
Смысл в том, что вы оставляете ассистенту пространство на взмах крыла и не изводите его постоянным дыханием в спину. Но при этом следите, чтобы дрова в поленнице были аккуратно сложены, а не наломаны и хаотично навалены. С помощью правильного контроля вы можете понять, в верном ли направлении движется ассистент и при необходимости скорректировать его.
Нужно ли говорить, КАК выполнять задачу?Это вопрос, не имеющий однозначного ответа.
1. Если мы знаем как надо делать, и хотим, чтобы задача была выполнена хорошо с первого раз (нет права на ошибку), то нам нужно рассказать ход выполнения тому, кому мы делегируем.Чтобы человек все сделал правильно и не допустил ошибку.
2. Если же мы хотим, чтобы человек сам нашел решение, то есть запустить процесс поиска этого решения (и фактически обучения), то говорить о ходе выполнения не нужно. Но тогда мы должны принять на себя риск, что человек допустит ошибку.
3. Если мы не знаем как надо делать, тут мы должны быть уверены в компетенциях того, кому делегируем, тк мы не сможем помочь, подсказать, и вопрос сводится к проверке компетенций, примеров работ и кейсов или простого: «А ты делал это? Есть ли успешный опыт?»
После этого понимаем, стоит ли поручить это ассистенту или лучше поставить задачу – найти профильного специалиста для выполнения.
В общем случае, чтобы минимизировать ошибки, можно попросить сначала написать планируемый алгоритм решения, и при необходимости его скорректировать. А если можем допустить провал по задаче, то нужно дать возможность это решение реализовать, то есть дать шанс ошибиться и на этой ошибке научиться.
Я обычно так не делаю, потому что мне не хочется факапов.
Помните: никто не решит задачу ТАК ЖЕ, как вы, просто потому что люди не умеют читать мысли. И есть вероятность, что ассистент будет совершать ошибки, возможно даже часто)
Ошибки = опыт. Это – нормально.Как долго нужно терпеть ошибки нового сотрудника?Яма делегирования практически неизбежна, но если она превращается в кратер – значит что-то идет не так.
Точный срок, в который сотрудник должен превратиться в идеал, назвать невозможно, так как это сильно зависит от сферы бизнеса, самих задач, их количества и т.д. НО:
- Если вы поручаете ассистенту простые задачи (поиск информации в интернете, отправить документы, забронировать локацию под мероприятие и т.д.) – скорее всего за неделю-две уже станет понятно, схватывает он на лету или косячит на каждом шагу так, что вам нужно искать нового. Да, люди не всегда обучаемые, такое бывает.
- Если же речь идет о более сложных задачах (например, подготовка КП по шаблону, разработка скриптов продаж, масштабирование бизнеса – организация выступлений спикера, продвижение в СМИ и т.д.), то есть смысл разработать для ассистента инструкцию или же уделить больше внимания контролю на всех этапах выполнения работы. А далее – смотреть на прогресс.
Учимся делегироватьЕсли у вас возникают трудности с делегированием задач, приходите к нам на бесплатный воркшоп. На них мы практикуемся в режиме реального времени составлять список своих рутинных и проектных задачи, а далее разбираем: как лучше делегировать и кому. Пишите в комментариях «ВОРКШОП» – вышлем ссылку на ближайший.